2. Личность педагога
2.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и
чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2.2. Педагог требователен по отношению к себе, стремится к самосовершенствованию и
самовоспитание.
2.3. Для педагога необходимо постоянное профессиональное развитие, повышение
квалификации и поиск наилучших методов работы.
2.4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - воспитания.
2.5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и
духовную защиту воспитанников.
2.6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
3. Авторитет, честь, репутация
3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога. Педагог помнит, что по поведению отдельного
педагога родители и общество судят о ДОУ в целом.
3.2. Педагог передает воспитанникам национальные и общечеловеческие культурные
ценности, принимает посильное участие в процессе его культурного развития.
3.3. Педагог не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении
своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
3.4. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для
каждой отдельно взятой ситуации.
3.5. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи
некорректных способов и не злоупотребляет им.
3.6. Педагог воспитывает подрастающее поколение на своем положительном примере:
тактичность – в поведении, корректность – в спорах, аккуратность, вкус – во внешнем
виде.
3.7. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с
воспитанниками, коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.8. Пьянство, курение и злоупотребление другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
3.9. Педагог дорожит своей репутацией.
4. Общение педагога с воспитанниками
4.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на
взаимном уважении.
4.2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснована. Педагог никогда не
должен терять чувства меры и самообладания.
4.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
4.4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
4.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным
ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника
оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
4.6. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и
справедливости.
4.7. Педагог не отождествляет личность воспитанника с личностью и поведением его
родителей, т. к. ребенок не выбирает своих родителей.
4.8. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет
ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
4.9. Педагогическому работнику запрещается:
- передавать персональные данные о воспитанниках и его родителях третьей стороне без
письменного разрешения родителей;
- разглашать сведения личной жизни воспитанника и его семьи;
- унижать в любой форме на родительских собраниях родителей, дети которых отстают в
развитии;
- использовать выражения, осуждающие поведение родителей, дети которых отстают в
развитии;
- выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний
педагогического совета, совещаний и т. п.;
- обсуждать с родителями выступления своих коллег по образовательному учреждению;
- повышать голос, кричать на воспитанника, родителя, работника образовательного
учреждения;
- нарушать требования Устава, иных локальных актов ДОУ, образовательной программы
ДОУ;
- оценивать или сравнивать материальное положение семей воспитанников;
- сравнивать результаты развития детей в группе;
- допускать оскорбления воспитанников друг друга в своем присутствии;
- допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство воспитанников
независимо от его возраста;
- допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной
принадлежности воспитанника;
- применять по отношению к воспитаннику меры физического или психологического
насилия над личностью;
- допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся физических
особенностей или недостатков воспитанника; - выгонять (удалять) воспитанника из
группы. В случае если воспитанник дезорганизует работу, педагог может передать его
на время администратору.
5. Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом
5.1.
Взаимоотношения
между
педагогами
основываются
на
принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет,
но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
воспитанников или других лиц.
5.2. Педагоги
избегают
необоснованных
и
скандальных
конфликтов
во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся ких
конструктивному решению.
5.3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей
их
партнерству при
выполнении общего
дела. Педагогов
объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
5.4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и
администрации.
5.5. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Критика должна
быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.
Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и
принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
5.6. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.
6. Взаимоотношения с администрацией
6.1. Администрация МКДОУ терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов и мнений педагогов.
Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны
препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите
своих убеждений.
6.2. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
6.3. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагогов, не связанной с выполнением ими своих трудовых обязанностей.
6.4. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение
для работы их учреждения. Важные для педагогического сообщества решения
принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
6.5.
Педагоги
МКДОУ
уважительно
относятся
к
администрации,
соблюдают
субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его
разрешить с соблюдением этических норм.
6.6. Педагог должен знать, что окончательное решение отдельных вопросов руководитель
оставляет за собой (расстановка кадров, педагогическая нагрузка, какие-либо форсмажорные обстоятельства), в силу того, что руководитель ДОУ отвечает за все
происходящее в учреждении и при принятии решений руководствуется тем, чтобы
эффективность работы всей педагогической команды была как можно выше.
6.7. Администрация в праве требовать от каждого педагогического работника
качественного
выполнения
своих
трудовых
обязанностей,
решений
принятых
большинством членов коллектива.
6.8.
Администрация
вправе
налагать
взыскания
(вплоть
до
увольнения)
на
педагогических работников за ненадлежащие выполнение должностных инструкций, за
физическое и психическое насилие над ребенком) .
7. Отношения с родителями и опекунами воспитанников
7.1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей,
помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
7.2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных
представителей) или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.
7.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями
воспитанников.
7.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
7.5. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями или опекунами МКДОУ.
8. Взаимоотношения с обществом
8.1. Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным
просветителем,
хранителем
культурных
ценностей,
порядочным
образованным
человеком.
8.2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества.
8.3. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
9. Общие принципы внешнего вида педагога
9.1. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового
стиля и исключать вызывающие детали.
9.2. Сдержанность и умеренность при использовании парфюмерных и косметических
средств.
9.3. Для педагогов МКДОУ не корректно использовать для ношения мини юбки,
декольтированные платья и блузки, слишком короткие блузки, открывающие часть
живота или спины.
10. Использование технических средств (мобильная связь)
10.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно
расходовать материальные и другие ресурсы МКДОУ. Они не имеют права
использовать имущество МКДОУ, а также свое рабочее время для личных нужд.
Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим
временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества
учреждения.
10.2. Во время образовательной деятельности с детьми, совещаний, педсоветов,
собраний, праздников, сна детей звук мобильного телефона необходимо
переводить в беззвучный режим.
10.3. Запрещается использовать гарнитуры мобильных телефонов
10.4. Запрещено оставлять воспитанников без присмотра на время телефонного
разговора. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным.
11. Обязательства администрации ДОУ перед педагогическими работниками
11.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для
эффективной работы морально-психологического климата.
11.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого
педагогического работника.
11.3. Представителям администрации следует:
•
формировать установки на сознательное
Положения;
соблюдение
норм
настоящего
•
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
•
помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
•
•
пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия
в коллективе;
•
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с
тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка
необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются
сомнения в законности действий педагогических работников;
•
•
оставаться скромным в потребностях и запросах как на работе, так и в быту.
11.4. Представитель администрации не имеет морального права:
•
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
•
использовать служебное положение в личных интересах;
•
проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
•
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
•
обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений;
демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять,
награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и
нематериальным ресурсам;
•
•
оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по
признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной
преданности;
•
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки
интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
12. Ответственность за нарушение настоящих норм
12.1. Нарушение требований настоящих норм квалифицируется как неисполнение или
ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое
учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо
одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
12.2. При приеме на работу в ДОУ заведующий обязан ознакомить педагога с нормами
профессиональной этики и его содержанием.
12.3. Настоящий локальный нормативный акт вступает в силу с момента его принятия,
может изменяться и дополняться.